План пересказа лев и собачка толстой

Как помочь школьникам научиться пересказывать текст Как помочь школьникам научиться пересказывать текст Загадка пересказа. Как помочь школьникам научиться пересказывать текст. Личный пример учителя- это плодотворный луч солнца для модой души, которого заменить ничем невозможно. Уже в букварный период можно показать детям, что в смысловом отношении фабульном текст можно разделить на части, но так как букварные тексты малы по количеству эпизодов, то такая работа ограничена. На уроках чтения после букварного периода она занимает большее место. Он может указывать количество частей, предлагать найти концовку части, соотнести иллюстрацию и т. Было бы хорошо, если бы мы действовали с прозрачными по фабуле текстам на подобие произведения По таким текстам части выделяются легко, но следует помнить, что если произведение малособытийно, то задание на выделение частей следует опустить. Не выделяются части в научно-познавательных текстах, т. Во 2 классе работа над выделением частей продолжается. В первом полугодии мы обязательно показываем, что действие состоит из взаимосвязанных звеньев. Выделяя звенья, мы учим детей, кратко обозначать их содержание, с помощью повествовательных, развернутых предложений. Например, в рассказе Носова «Живая шляпа»: 1 часть: Васька оказался под шляпой. Учитель в это время все меньше вмешивается в работу детей. Она происходит самостоятельно, параллельно с вторичным чтением текста, после беседы по первичному знакомству с. Читая текст, дети карандашом, отмечают границы частей, если возникнут трудности, после чтения сначала можно обсудить это с другом по парте. План озаглавливания частей составляется совместно с помощью учителя. В 3 классе можно предлагать такую работу в качестве самостоятельной. В 4 классе в основном части, выделяются самостоятельно, если произведение большое, то мы заранее даем задание на домашнее чтение, которое сопровождается заданием составить план, а если есть тетради, то запись делается в. При отсутствии тетрадей записи делаем карандашом на полях как в 3 классе на уроке. Следовательно, оканчивая начальную школу, ученик должен уверенно делить текст на смысловые части, составлять по нему план, по которому можно воспроизводить текст. Воспроизведение текста — это особые умения в умении. Оно представляет собой частное явление по отношению к общему, умение воспринимать текст. Воспроизведение проходит чаще всего в форме пересказа логического структурирования его содержания пересказ: все сюжетные тексты, тоесть тексты с цепочкой событий фабулы. Детям не надо пересказывать лирические произведения описательного характера. Также не следует пересказывать тексты научно-познавательного характера, а для их воспроизведения использовать специальные схемы. Часто допускается ошибки, т. Например часто предлагается пересказывать текст состоящий из 2-3 предложений, эти предложения запоминаются и воспроизводятся наизусть. У детей складывается мнение, что пересказ-это дословное воспроизведение текста, поэтому в дальнейшем вместо выяснения событий и установления их последовательности он пытаются заполнить саму речевую форму текста, когда задача пересказа ставится к большим текстам, то она становится пугающей и невыполнимой. Что бы этого не произошло, задания на пересказ в первые месяцы 1 класса лучше не давать. Их можно специально ввести, когда тексты будут состоять из 2-3 эпизодов. Учебная задача выделяется специально, например: «Сегодня мы будем не только читать, и разбираться в прочитанном, но и передавать прочитанное. Например, можно так построить работу по рассказу У Вари был чиж, он сидел грустный в клетке и не пел. Пришла к нему Варя и спросила: «Отчего ты чиж грустный и не поешь? » «Выпусти меня на волю», - ответил чиж. После второго чтения рассказа проводим беседу по содержанию: О какой птице говорится? Где жила эта птица? После разбора мы предлагаем детям кратко обозначить содержание, то есть составить план, для этого используем наглядно иллюстративный материал картинкив результате работы появляется такая запись. В течение букварного периода также пересказы мы делаем несколько раз, но основная работа начинается на уроках чтения. В 1 классе мы учим детей подробному полному пересказу. Произведения могут быть разными рассказ, сказкав качестве опоры используем план, который заранее записывается на доску, но составляется в классе совместно. Всякий раз перед пересказом уточняем, в чем смысл этой работы. Для организации работы можно создать памятку: 1 Прочитайте текст. Однажды; жили-были; интересное событие; сначала; затем; потом; в конце. Во 2 классе вводится сжатый пересказ. Последовательность работы, как при подготовке к подробному. Пришвина» Ребята и утята» подготовку по сжатому пересказу можно провести. Ребята отпускают утят 4. Трудный и опасный путь. Благополучное продолжение путешествия 3 предложения. Это количество указываем в конце пункта. После этого составления плана и выбора ответов проводим пересказ по цепочке, а потом предлагаем сделать это одному из учеников. Главное — показать детям, что этот пересказ дает. Только представление о событиях хорошо, но лишает нас живых картин, переживаний, поэтому для волнующих богатых эмоциями произведений, он почти не применяется. К концу 4 класса дети обязаны свободно передавать содержание прозаических произведений объемом до 10 предложений. Это количество в сжатом пересказе. Допускается их запись в специальной тетради. По-прежнему рекомендуем пользоваться словами подсказками: однажды; жили-были; интересное событие; сначала; затем; потом; в конце. Особое место в системе умений по воспроизведению текста занимают творческие пересказы. Что позволяют ребенку быть соавтором произведений и включать его творческие способности. Выделяют несколько видов творческого пересказа с дополнением действия или описания пейзажа, портрета, интерьера. Например, по рассказу Толстого» Лев и собачка» можно указать любое из указанных дополнений. Пересказ с продолжением, когда мы воспроизводим фабулу с естественным добавлением нескольких событий. Здесь нужно быть осторожным, т. Пересказ тогда превращается в несуразицу, чушь. Пересказ с изменением лица рассказчика или от лица героя. В первом случае местоимение «он» меняется на «я» и наоборот. Можно этот рассказ представить от имени сына капитана. По названному рассказу Пришвина можно предложить повествование от имени уточки - матери. Такие пересказы используют по усмотрению учителем, они относятся к числу творческих работ и важны не столько для развития речи, сколько для литературного образования и развития учащихся. Они помогают почувствовать детям. Что художественное произведение — это особый мир. В этом мире события и отношения объясняются не естественными событиями, авторской задачей, поэтому принимая любые детские варианты передачи текста или дополнения его, важно выбирать только те, которые не разрушают авторскую идею. Например, при пересказе рассказа Общая характеристика Филиппка - «Я-бедовый», значит, любое изменение текста должно быть связано с эпизодом, в котором бы Филиппок проявил себя деятельно и независимо. Особое речевое упражнение на уроках чтения — рассказ по аналогии. При котором на основании прочитанного совместно или индивидуально создается новое произведение. Еще в 80-х годах популярнейший в Москве преподаватель Шереметевский говорил: «Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если полусловесные существа, принимаемые ею, не сделает совестными настолько, чтобы слово, и прежде всего живое слово, стало послушным орудием их мысли…Кто желает учиться читать, тот, по словам Легуве, должен в то же время учиться и говорить. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Методика обучения русскому языку в начальных классах-М. Уроки русского языка во 2 классе. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.